
 
 

 
 

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ 
И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ 

 

THE PERMANENT MISSION 
OF THE RUSSIAN FEDERATION 

TO THE ORGANIZATION FOR SECURITY 
AND CO-OPERATION IN EUROPE 

 
 

Выступление 
Постоянного представителя Российской Федерации 

А.К.ЛУКАШЕВИЧА 
на заседании Постоянного совета ОБСЕ 

10 декабря 2015 года 
 

О проблемах со свободой СМИ 
на пространстве ОБСЕ 

 
 
Уважаемый г-н Председатель, 
Нас крайне беспокоят продолжающаяся в ряде государств ОБСЕ практика 

введения безосновательных ограничений на работу СМИ и преследования 
журналистов.  

Так, Управление по делам иностранцев Польши подтвердило отзыв вида на 
жительство у корреспондента Международного информационного агентства «Россия 
сегодня» Л.В.Свиридова. До 13 декабря он должен покинуть эту страну.  

«Дело Свиридова» тянется с октября 2014 г., когда польские власти сначала 
отозвали у российского журналиста аккредитацию, а затем запустили процесс лишения 
корреспондента вида на жительство. При этом за целый год ни Агентство внутренней 
безопасности Польши, инициировавшее высылку, ни другие компетентные органы не 
смогли или не пожелали разъяснить Л.В.Свиридову, а также польской и 
международной общественности, в чем состоят претензии к россиянину и какие 
правила он нарушил. Л.В.Свиридов неоднократно обжаловал такие шаги в 
соответствующих инстанциях, включая судебные.  

Рассматриваем эту ситуацию как преследование российского журналиста за 
профессиональную деятельность, ущемление его прав на профессию, свободу 
выражения мнений и творчества. Надеемся, что польский суд оперативно и объективно 
разберется в этом деле, удовлетворит обращения Л.В.Свиридова, защитит его и 
предоставит ему возможность беспрепятственно продолжать свою работу на 
территории Польши. 

Другой яркий пример – гонения на радио «Хобби». Национальный совет 
Польши по телевидению и радиовещанию, контролирующий работу СМИ, объявил о 
намерении отобрать у компании лицензию. Поводом послужила ежедневная часовая 
программа широкого профиля, которую «Хобби» несколько лет выпускало в эфир по 
контракту сначала с радио «Голос России», а потом с агентством «Спутник» (входит в 
медиахолдинг «Россия сегодня»). Предлог для отзыва лицензии в том, что будто бы 

1082nd Meeting of the Permanent Council  
10 December 2015 
Russian Federation on the Freedom of the Media in the OSCE Area 
 

PC.DEL/1697/15 
10 December 2015 
   
Original: RUSSIAN 



 2 

предоставление эфирного времени третьим лицам нарушает польское 
законодательство. Тем самым владелец «Хобби» якобы утратил контроль над эфиром.  

Правозащитники и журналисты в самой Польше считают, что эти санкции 
имеют исключительно политическую подоплеку. Они отмечают, что создается 
опасный для свободы слова в стране прецедент, так как за семь лет работы в нынешнем 
составе Национальный совет пока ни у кого лицензий не отбирал. Фактически Варшава 
вводит политическую цензуру.  

Напомним также, что в сентябре этого года МИД Польши искусственно 
затягивало оформление визы заместителю главного редактора агентства «Россия 
сегодня» Д.С.Горностаеву, который направлялся на ежегодное Варшавское совещание 
ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в правочеловеческой области.  

Проблемы со свободой СМИ возникли и в другом государстве-участнике ОБСЕ. 
7 декабря в Турции члены съемочной группы телеканала «Россия 1» были задержаны 
в приграничной с Сирией провинции Хатай, когда они направлялись в соседнюю 
провинцию Газиантеп. Задержание произвели неизвестные лица в штатском, которые 
отказались представиться и предъявить свои документы. Российскую съемочную 
группу привезли в полицейский участок, где сообщили о решении депортировать 
корреспондентов из Турции на основании, как было заявлено, «нарушения правил 
деятельности иностранных журналистов в Турецкой Республике». Власти отказались 
дать какие-либо разъяснения. 

Возникает вопрос, какие именно «правила» были нарушены российскими 
журналистами? Складывается впечатление, что в Анкаре испугались вскрытия 
корреспондентами неудобных для правительства фактов незаконной деятельности в 
турецко-сирийском приграничье. 

Этот случай является показательным в свете целой череды нарушений в Турции 
прав местных и иностранных СМИ. Как известно, широкую волну возмущения 
мировой общественности вызвало задержание в конце ноября главного редактора 
турецкой газеты «Джумхуриет» Д.Дюндара и главы бюро этого издания в Анкаре 
Э.Гюля в связи с публикацией ими статьи о причастности турецких спецслужб к 
поставкам оружия боевикам в Сирии. Журналистам были предъявлены обвинения в 
«шпионаже, раскрытии государственной тайны и терроризме». Им грозит пожизненное 
заключение. Инцидент осудили Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович и 
ряд международных правозащитных организаций. 

Не все благополучно со свободой СМИ и в Литве. Там целенаправленная 
политика по искоренению инакомыслия путем запугивания и давления на неугодные 
СМИ вынудила «Первый Балтийский канал» с начала следующего года прекратить 
выпуск ежедневной новостной программы «Литовское время». 

Холдинг «Балтик медиа альянс», в который входит «Первый Балтийский 
канал», распространил специальное заявление на этот счет. В нем, в частности, 
подчеркивается, что «решение о приостановке производства единственной в стране 
новостной передачи на русском языке обусловлено текущей политической ситуацией в 
Литве». Руководители холдинга справедливо отметили, что на данный момент 
политика Вильнюса в сфере массовых коммуникаций не отвечает требованием 
свободы слова. По их мнению, телепередача «Литовское время» способствовала 
развитию демократии в стране, поскольку предлагала разносторонний взгляд на 
местные события. Однако, как подчеркивается в заявлении, медиаполитика нынешних 
литовских властей «имеет мало общего с европейскими ценностями, непреложной 
частью которых является свобода слова». 

На официальном уровне претензии к «Первому Балтийскому каналу» впервые 
были предъявлены Департаментом государственной безопасности в ежегодном отчете 



 3 

за 2013 г. В этом документе практически все конструктивно настроенные по 
отношению к России местные русскоязычные СМИ именуются не иначе как 
«инструмент влияния Кремля для осуществления задач информационной и 
идеологической политики в Литве». По сути, названный доклад санкционировал 
начало гонений на неугодные властям СМИ. 

Решительно осуждаем подобные действия, которые грубо нарушают широкий 
набор обязательств ОБСЕ. Призываем власти Польши, Турции и Литвы прекратить 
чинить препятствия профессиональной работе репортеров. Рассчитываем, что 
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ г-жа Д.Миятович будет своевременно и адресно 
реагировать на упомянутые случаи преследования российских журналистов и на 
другие схожие эпизоды, как она сделала в случае с журналистами турецкой газеты 
«Джумхуриет». 

Благодарю за внимание. 


